- Сообщения
- 121
- Реакции
- 19
Процессуальный Кодекс штата Сан Андреас
ГЛАВА I. Принципы Процессуального кодекса
ГЛАВА I. Принципы Процессуального кодекса
Статья 1. Цели Процессуального кодекса
1. Защита прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от правонарушений.
2. Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
3. Обеспечение надлежащего сохранения и поддержания правопорядка.
Статья 2. Законность при производстве по уголовным, административным делам.
1. Суд, прокурор, сотрудники силовых государственных структур, а также другие лица, наделенные определенными правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом, не вправе применять закон, противоречащий настоящему Кодексу.
2. Суд, прокурор, сотрудники силовых государственных структур, а также другие лица, наделенные определенными правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Кодексом, установив в ходе производства по делу несоответствие закона или иного нормативного правового акта настоящему Кодексу, принимают решение в соответствии с настоящим Кодексом.
3. Определения суда, постановления судьи, прокурора должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Статья 3. Уважение чести и достоинства личности
1. Запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь человека, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья.
2. Никто не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
Статья 4. Неприкосновенность жилища
1. Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц, на основании судебного акта или ордера от уполномоченных органов.
2. Обыск жилища и частной собственности производится также при наличии судебного акта, ордера от уполномоченных на то органов. В исключительных случаях, когда обыск жилища не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании решения сотрудника правоохранительных органов, в этом случае сотрудники правоохранительных органов не позднее 1 часа с момента начала производства следственного действия уведомляют прокуратуру о производстве настоящего следственного действия.
3. Выдача ордеров на обыск нежилого имущества (гараж), является исключительной компетенцией суда, прокуратуры. Обыск нежилого имущества и находящегося в нем движимого имущества может быть произведен на основании ордера.
Статья 5. Тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
1. Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного акта.
Статья 6. Презумпция невиновности
1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении правонарушения не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке.
2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.
4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
5. Лицо чья личность или имущество были подвергнуты необоснованному обыску или задержанию, имеет право обжаловать это в суде. В таком судебном деле сторона, проводившая задержание, должна будет доказать правомерность своих действий.
Статья 7. Свобода оценки доказательств
1. Судья, присяжные заседатели, прокурор, а также сотрудники силовых государственных структур оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью.
2. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы.
Статья 8. Охрана прав и свобод человека и гражданина
1. Суд, прокурор, сотрудники силовых государственных структур обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, а также другим участникам расследования или судопроизводства, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.
2. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам расследования или судопроизводства, а также их близким родственникам угрожают убийством, применением насилия, правоохранительные органы принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц все меры безопасности которые возможно.
3. Суд, прокурор, сотрудники правоохранительных органов обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы человека.
4. Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении правонарушения, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
5. Органы государственной власти, должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 9. Право на обжалование процессуальных действий и решений
1. Действия (бездействие) и решения суда, прокурора могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством.
2. Каждый осужденный имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом.
3. Гражданин вправе обжаловать действия сотрудников государственных органов подав жалобу на сотрудника руководителю соответствующего ведомства. Руководитель вправе взыскать дисциплинарную, административную со своего сотрудника и отменить решения вынесенные таким сотрудником.
4. Гражданин вправе обратиться с жалобой на сотрудника государственного органа в прокуратуру, после чего инициируется прокурорская проверка в отношении сотрудника.
5. Гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением на сотрудника государственных органов для обжалования его действий, если при этом были нарушены права и законные интересы подателя искового заявления.
6. Гражданам дается 72 часа с момента задержания или вынесения наказания для обжалования действий сотрудников государственных органов, после чего решения вынесенные такими сотрудниками вступают в законную силу.
7. Задержанный по подозрению в совершении уголовного преступления человек имеет право обратиться к суду с жалобой на необоснованное задержание – правило Хабеас корпус.
7.1. Хабеас корпус включает в себя следующий перечень правил и условий:
а) Осуществить реализацию Хабеас корпус могут исключительно судьи Окружного суда.
б) В рамках Хабеас корпус судья единолично и без судебного разбирательства проверяет задержание на предмет его соответствия ст. 2 гл. IV настоящего кодекса, а также на наличие оснований, предусмотренных статьей 14 главы IV настоящего Кодекса. Иные обстоятельства задержания оценке судьей не подлежат.
в) Сотрудник, ограничивающий свободу задержанного, обязан передать судье все материалы в отношении задержанного для проведения Хабеас корпус (видеофиксации с боди-камер, протоколы опросов граждан, протоколы осмотров вещественных доказательств и прочие материалы обосновывающие задержание).
г) Отсутствие материалов в отношении задержанного или их части не является основанием для признания задержания обоснованным или отказе в реализации Хабеас Корпус.
е) В случае признания задержания необоснованным или при установлении наличия оснований для освобождения, подозреваемый подлежит немедленному освобождению. Повторное задержание гражданина по тем же основаниям недопустимо. В отношении сотрудника.
ё) В случае признания задержания обоснованным, при отсутствии оснований для освобождения подозреваемого сотрудник вправе продолжить процессуальные действия.
ж) Определение судьи, вынесенное в рамках Хабеас корпус, может быть оспорено в порядке апелляции.
з) Судья обязан составить определение в рамках Хабеас корпус, не позднее чем по прошествии 48-х часов с момента его осуществление. Определение же составляется в специализированном разделе судебной системы, в открытом доступе.
Статья 10. Неприкосновенность личности
1. Никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления, арестован или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных настоящим Кодексом.
ГЛАВА II. Следствие
Статья 1. Следствие
1. Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для установления обстановки и характера правонарушения, а также лиц, виновных в совершении правонарушения.
Статья 2. Следственные действия
1. Сотрудник правоохранительных органов, а равно силовых государственных структур обязан инициировать расследование в следующих случаях:
а) Если сотрудник стал непосредственным очевидцем правонарушения;
б) Если потерпевшие или очевидцы обратились с просьбой отреагировать на правонарушения очевидцами которого они являются;
в) Если обнаружены явные следы правонарушения.
Статья 3. Принципы ведения расследования
1. Настоящим Кодексом предусмотрено два принципа ведения расследования, которые должны соблюдаться правоприменителем:
а) Адекватность — сотрудник обязан действовать профессионально, не превышая свои должностные полномочия, и максимально точно разобраться в деле прежде чем делать умозаключения;
б) Безотлагательность — сотрудник обязан отреагировать на правонарушение и начать действовать без необоснованных промедлений.
Статья 4. Передача дела
1. В случае, если сотрудник по объективным причинам не может или не уполномочен продолжать расследование, иные процессуальные действия, он обязан передать его уполномоченному сотруднику с подробным изложением всех известных ему обстоятельств дела, в том числе доказательной базы. А также передать подозреваемого если он был задержан.
Статья 5. Письменная отчетность
1. Дело должно вестись с письменной отчетностью в случаях предусмотренными внутренним регламентом, или в случае необходимости передачи дела в суд.
Статья 6. Следственные действия
1. Перечень следственных действий:
а) Допрос;
б) Осмотр;
в) Обыск;
г) Выемка;
д) Очная ставка;
е) Опознание;
ё) Освидетельствование;
ж) Проверка показаний;
з) Производство судебной экспертизы;
и) Контроль и запись переговоров;
й) Следственный эксперимент;
к) Возбуждение дела (принятие заявления или фиксация нарушения);
л) Оперативно-розыскные мероприятия;
м) Задержание.
Статья 7. Осмотр
1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов правонарушения, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для дела.
Статья 8. Следственный эксперимент
1. В целях проверки и уточнения данных, имеющих значение для дела, прокурор вправе произвести следственный эксперимент путем воспроизведения действий, а также обстановки или иных обстоятельств определенного события. При этом проверяется возможность восприятия каких-либо фактов, совершения определенных действий, наступления какого-либо события, а также выявляются последовательность происшедшего события и механизм образования следов. Производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.
Статья 9. Обыск
1. Основания и порядок производства обыска, предусмотрены главой V настоящего Кодекса.
Статья 10. Выемка
1. При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка.
2. Выемка производится на основании постановления прокурора, решения суда.
Статья 11. Контроль и запись переговоров
1. При наличии достаточных оснований полагать, что телефонные и иные переговоры (в том числе сообщения) подозреваемого, обвиняемого и других лиц могут содержать сведения, имеющие значение для уголовного дела, их контроль и запись допускаются при производстве по уголовным делам.
2. Контроль и запись переговоров допускается только на основании судебного решения.
Статья 12. Допрос
1. Допрос проводится сотрудниками региональных правоохранительных органов и федеральных органов, в соответствии положениями настоящего Кодекса. Также допрос может проводится прокурором, место и время допроса прокурор устанавливает в постановлении или повестке.
2. Допрос не может длиться более 1 часа.
3. Перед допросом, допрашиваемому должны быть разъяснены его конституционный и процессуальные права.
4. Во время производства допроса должен проводится аудио и (или) видео протокол.
Статья 13. Очная ставка
1. Если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия, то прокурор вправе провести очную ставку.
2. Прокурор выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой. Допрашиваемым лицам поочередно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. После дачи показаний прокурор может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения прокурора задавать вопросы друг другу.
3. В ходе очной ставки следователь вправе предъявить вещественные доказательства и документы.
4. Во время производства очной ставки должен проводится аудио и (или) видео протокол.
ГЛАВА III. Доказательства и доказывание
Статья 1. Доказательства
1. Доказательствами по делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, иные уполномоченные на то лица и органы в порядке, определенном настоящим Кодексом, устанавливают наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела.
2. В качестве доказательств допускаются:
а) показания подозреваемого, обвиняемого;
б) показания потерпевшего, свидетеля;
в) заключение и показания эксперта или специалиста;
г) вещественные доказательства;
д) протоколы следственных и судебных действий;
е) иные документы;
ё) сообщение о совершении правонарушения от лица диспетчера.
Статья 2. Недопустимые доказательства
1. Доказательства, полученные с нарушением требований настоящего Кодекса, являются недопустимыми. Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств.
2. К недопустимым доказательствам относятся:
а) любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, даже если есть звуко или видеозапись где обвиняемый дает показания против себя.
б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
в) улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативно-правовых актов (изъятие орудия без ордера на обыск личного транспорта, изъятие незаконных вещей у лица с неприкосновенностью без судебного решения или ордера Генерального прокурора о снятии неприкосновенности и т.д.)
Статья 3. Доказывание
1. Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления всех обстоятельств, предусмотренных статьей 4 настоящей главы.
Статья 4. Обстоятельства, подлежащие доказыванию
1. В рамках расследования подлежат доказыванию:
а) событие правонарушения (время, место, способ и другие обстоятельства совершения правонарушения);
б) виновность лица в совершении правонарушения, форма его вины и мотивы;
в) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
г) характер и размер вреда, причиненного правонарушением;
д) обстоятельства, исключающие противоправность и наказуемость деяния;
е) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
ё) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от ответственности и наказания;
ж) обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения правонарушения или является доходами от этого имущества.
2. Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению правонарушения.
Статья 5. Правила оценки доказательств
1. Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения дела.
ГЛАВА IV. Меры процессуального принуждения
Статья 1. Задержание
1. Задержание - это мера кратковременного (на срок до 1 часа) лишения человека права на свободу. Задержание не считается мерой наказания, оно носит исключительно внесудебный характер и в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позволяет сотрудникам силовых государственных структур собрать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или невозможности применения к лицу какой-либо ответственности.
Статья 2. Основания задержания подозреваемого
1. Лицо может быть задержано по подозрению в совершении правонарушения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или иных санкций, предусмотренных законом, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) Когда лицо застигнуто в момент совершения правонарушения или непосредственно после его совершения, сотрудником правоохранительных органов;
б) Когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы правонарушения;
в) Когда есть фото или видео фиксация совершенного правонарушения этим лицом;
г) Если имеется нормативный документ или указ уполномоченного лица;
д) Когда имеется ориентировка на транспортное средство или данное лицо;
е) Когда 3 и более свидетелей указывают на данное лицо как на совершившее правонарушение;
ё) В соответствии с отданным Генеральным прокурором или его заместителями приказом на задержание этого лица.
Статья 3. Задержание вне хода расследования
1. Правоохранительные органы правомочны задерживать гражданских лиц, находящихся в элементах скрывающих лицо, вне хода расследования с целью установления личности.
Статья 4. Порядок задержания правомочным лицом
1. Задержание лица при ведении следствия производится в следующей последовательности:
а) Представиться, показав идентификационный знак (жетон/бейдж/удостоверение).
Примечание: Если ситуация требует безотлагательных решений - процедура порядка задержания начинается с пункта (б) данной статьи с последующим выполнением пункта (а) данной статьи. При этом положение пункта (а) обязательно выполняется до разъяснения задержанному Конституционных прав;
б) Надеть наручники/стяжки на подозреваемого в совершении правонарушения;
в) Произвести личный обыск в рамках ст. 2 гл. V настоящего Кодекса;
Примечание: Если ситуация объективно является опасной (есть угроза жизни и здоровью сотрудников правоохранительных органов), то личный обыск проводится соответственно сразу по приезде в полицейский участок, департамент шерифов;
г) Посадить подозреваемого на заднее сиденье служебного автомобиля;
д) Зачитать подозреваемому его Конституционные права (Правило Миранды) и разъяснить основания для задержания;
е) Доставить подозреваемого в полицейский участок, департамент шерифа, в случаях если имеется угроза сотруднику, то он может быть доставлен сразу в Департамент Коррекции и все процессуальный дейстия продолжаются в нем;
ё) Произвести личный обыск с целью установления личности подозреваемого и обнаружения нелегальных предметов и предметов, имеющих значение для расследования;
ж) Произвести экспертизу, если есть необходимость;
з) Реализовать право задержанного на предоставление ему услуг адвоката, право на Хабеас корпус, один телефонный разговор, длительностью не более 3 минут, если он лично того потребует;
з.1) В случае если задерживаемый требует адвоката, сотрудник обязан сообщить об этом в рацию департамента. Если ответа от адвоката не последовало в течение 5 минут - процедура порядка задержания продолжается и право на адвоката считается реализованным;
з.2) В случае ответа адвоката в рацию департамента, процессуальный час замораживается до приезда адвоката. Если адвокат не приехал в течение 10 минут, то процедура порядка задержания продолжается и право на адвоката считается реализованным;
з.3) Во время телефонного звонка рядом с задержанным должен присутствовать сотрудник, который может прекратить реализацию этого права в том случае, если нарушаются условия настоящего права, либо умышленно затягивается время звонка;
з.4) В случае вызова частного адвоката путем телефонного звонка, процессуальный час замораживается до приезда адвоката. Если адвокат не приехал в течение 10 минут после завершения телефонного звонка, то процедура порядка задержания продолжается и право на адвоката считается реализованным;
з.5) В случае, если задержанный требует реализацию его права на Хабеас корпус, сотрудник обязан запросить в рацию департамента судью для реализации этого права. В случае ответа судьи в течение 5 минут после запроса процессуальный час приостанавливается до приезда судьи в место проведения разбирательства, но не на более чем 10 минут;
и) Реализовать (по требованию) право Адвоката на конфиденциальную беседу со своим клиентом для дополнительного выяснения обстоятельств ( настоящее право может быть реализовано сразу по приезду адвоката на место проведения задержания);
й) Произвести допрос, если есть необходимость;
к) Принять решение о виновности задержанного, либо о его невиновности в совершении преступлений. При этом решение в данном вопросе выносится лицом, осуществляющим задержание и предварительное расследование.
к.1) В случае, если задержанным является государственный служащий, решение о его виновности либо невиновности принимается прокурором, участвовавшем в расследовании, если таковой был.
к.2) В случае, если задержание в рамках процедуры Хабеас корпус было признано необоснованным, неправомерным, либо судьей установлены основания для освобождения подозреваемого, то задержанный освобождается.
к.3) В случае, если задержание в рамках процедуры Хабеас корпус было признано обоснованным, правомерным, отсутствуют основания для освобождения подозреваемого, в отношении задержанного инициируется процедура ареста
к.4) Если при задержании государственного служащего судья вынес решение об освобождении подозреваемого, а прокурор о заключении под стражу или аресте, принимается решение судьи.
к.5) Если при задержании государственного служащего судья вынес о заключении под стражу или аресте подозреваемого, а прокурор об освобождении, принимается решение судьи. В таком случае судья должен будет сам установить, по каким статьям он усматривает наличие состава преступления.
Примечание: Если на стадии задержания выявлено, что задержанный не виновен - процессуальные действия со стороны сотрудника правоохранительных органов в отношении задержанного прекращаются, задержанный освобождается.
Статья 5. Порядок задержания государственных служащих
1. В случае, если задержанный является государственным служащим, то со стадии пункта (з) части 1 статьи 4 настоящей главы осуществляется следующий порядок:
а) Вызвать руководителя сотрудника/организации задержанного и сотрудника прокуратуры Штата через рацию департамента;
б) Предоставить руководителю, прокуратуре, судье (если Хабеас корпус был задержанным ) и адвокату (если адвокат был запрошен задержанным) доказательства нарушения задержанного, при необходимости предварительно осуществив пункт (й) статьи 4 настоящей главы;
в) Установление сотрудником прокуратуры наличия или отсутствия состава правонарушения в деянии задержанного, переход к пункту (к) статьи 4 настоящей главы;
в.1) В случае установления вины задержанного в совершении преступления, которое не позволяет состоять на государственной службе, прокуратура обязана дистанционно уведомить начальство о судимости задержанного с требованиями уволить сотрудника, если начальство присутствует на задержании - увольняется на месте;
а.1) Если после 10 минут ожидания ответа от прокуратуры не поступает, сотрудник продолжает процесс задержания и оформляет обращение в прокуратуру в течение 40 минут;
а.2) В случае наличия руководства и отсутствия прокурора сотрудник, производивший задержание, обязан предоставить видеофиксацию нарушения начальству, а также оформить обращение в прокуратуру в течение 40 минут.
2. По завершению порядка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, задерживающий переходит к осуществлению пункта (к) части 1 статьи 4 настоящей главы.
Статья 6. Заморозка процессуального часа
1. Во время проведения процедур, не зависящих от государственных служащих (реализации права на телефонный звонок, ожидание адвоката, прокурора и судьи, их ответа, конфиденциальную беседу, просмотр видеозаписи уполномоченными лицами), процессуальный час замораживается до момента окончания таких процедур.
2. Прокурор имеет право приостановить процессуальный час для проведения дополнительного разбирательства.
Статья 7. Переход к стадии ареста
1. После проведения пункта (к) части 1 статьи 4 главы 4 настоящего кодекса инициируется стадия ареста.
2. В случае, если сотрудник силовой государственной структуры не уполномочен осуществлять дальнейшие процессуальные действия в отношении задержанного либо обязан в соответствии с законодательством передать задержанного в силу юрисдикции статьи особенной части Уголовного Кодекса, производится следующий порядок:
а) Вызов сотрудника необходимого ведомства для передачи задержанного через рацию департамента либо нахождение такого сотрудника без использования рации;
б) Сотрудник, инициировавший задержание, предоставляет свое служебное удостоверение или идентификационный знак, оглашает по каким статьям лицо было задержано сотруднику, уполномоченному на проведение последующих процессуальных действий, последний в идентичном порядке предоставляет свой идентификационный знак инициатору задержания.
в) Задержанный передается сотруднику, который будет производить арест.
г) Задержанному назначается приоритет розыска. При этом в причине выдачи приоритета розыска, помимо статей, по которым лицо будет арестовано, требуется указать имя и фамилию либо идентификационной знак сотрудника, инициировавшего задержание. Аналогично производятся действия при заполнении карточки заключенного сотрудниками Департамента Коррекции. В причине заключения под стражу, помимо статей, по которым лицо будет арестовано, требуется указать имя и фамилию либо идентификационной знак сотрудника, инициировавшего задержание.
3. По завершению порядка, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, задерживающий переходит к стадии ареста.
Статья 8. Стадия ареста
1. В случае, если в ходе предварительного расследования или по решению уполномоченных органов лицо было признано виновным в совершении правонарушения (правонарушений), мерой наказания за которые в соответствии с законодательством является арест, сотрудник силовой государственной структуры обязан:
а) При необходимости надеть наручники на лицо, в отношении которого инициируется процедура ареста;
б) Доставить задержанного в КПЗ LSPD/LSSD/Департамент Коррекции;
в) Провести его обыск и изъять все предметы, запрещенные законом к хранению и ношению, а также те, которые могут быть использованы в качестве оружия или имеют значение для дела;
г) Собрать все необходимые данные для регистрации задержанного;
д) Поместить задержанного в камеру предварительного заключения или Департамент Коррекции на предусмотренный применяемым законодательством срок;
е) Провести регистрацию задержанного.
Статья 9. Содержание правила миранды
1. Правило Миранды заключает в себе текст следующего содержания:
Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против Вас. Вы имеете право на один телефонный звонок. Также Вы имеете право на адвоката и Хабеас корпус. Если вы не можете оплатить услуги адвоката, он будет предоставлен вам государством. Вы понимаете свои права?
Комментарий к правилу Миранды: "Вы имеете право хранить молчание" - подразумевает под собой свидетельство против себя по норме нарушения законодательства по которой производится задержание / арест того или иного лица.
При первичном отказе или игнорировании восприятия прав сотрудник обязан зачитать правила Миранды повторно. При последующих - не обязан.
Статья 10. Субъекты задержания
1. В процессе задержания участвуют:
а) Сотрудник, либо сотрудники государственных силовых структур при исполнении, проводившие задержание;
б) Задержанный, в отношении которого проводится задержание;
в) Адвокат, если он был запрошен, а также Юрист, состоящий на обучении в академии государственной адвокатуры, в целях юридической практики;
г) Прокурор, исполняющий свои должностные обязанности, а также Прокурор, состоящий на обучении в Академии Прокуратуры Штата, в целях юридической практики;
д) Руководитель задержанного, только в соответствии со статьей 5 настоящей главы;
е) Судья при реализации права задержанного на Хабеас корпус.
Примечание: Никаких других третьих лиц в процессе задержания быть не может.
2. Сотрудники государственных органов вправе потребовать отойти от места задержания на 5 метров всех граждан, не являющихся субъектами задержания.
Статья 11. Гражданское задержание
1. Гражданское задержание - это задержание произведенное лицом, не наделенным для этого специальными полномочиями (не являющимся представителем исполнительной власти), но готовым аргументировать обоснованность задержания согласно статье 2 rлавы IV настоящего Кодекса. Может быть произведен свидетелем или жертвой уголовного преступления или административного правонарушения, адвокатом, сотрудником или другим гражданским лицом.
2. Порядок гражданского задержания:
а) Ограничить свободу задерживаемого на период до 30 минут.
б) Разъяснить причину задержания
в) Вызвать правоохранительные органы для передачи задержанного.
3. Задерживающий в полной мере несет ответственность за неправомерное задержание и применение избыточной силы.
4. Гражданские лица не могут задерживать сотрудников государственных органов при исполнении, если государственные служащие не совершают особо тяжкие преступления.
Статья 12. Права задерживаемого
1. Подозреваемый имеет право на один телефонный звонок в присутствии сотрудника с целью уведомления адвоката или близких о факте задержания и месте нахождения.
2. Подозреваемый имеет право на адвоката и хабеас корпус.
3. Подозреваемый имеет право сохранять молчание.
Статья 13. Обязанности сотрудника, выполняющего задержание
1. Сотрудник обязан вести и хранить в течение 72 часов видеофиксацию задержания, фиксировать и хранить доказательства совершенного правонарушения задержанным.
2. При наличии искового заявления в судебную инстанцию на обжалование действий сотрудника, тот обязан хранить видеоматериалы до конца судопроизводства.
3. Сотрудник обязан разъяснить адвокату, прокурору и судье причины задержания, а также предоставить всю необходимую информацию, для её подтверждения, в том числе видеофиксацию совершения правонарушения задержанным лицом, задержания и оглашение конституционных прав.
Статья 14. Основания освобождения подозреваемого
1. Подозреваемый подлежит освобождению по решению сотрудника проводившего задержание и(или) иного уполномоченного в соответствии с настоящим Кодексом лица, если:
а) Не подтвердилось подозрение в совершении правонарушения;
б) За нарушение не предусмотрено меры пресечения в виде заключения под стражу;
в) Задержание было произведено с нарушением части 1 статьи 2 главы IV настоящего кодекса;
г) Не были соблюдены Конституционные права задержанного;
д) По истечении 1 часа с момента начала задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не было принято решение об освобождении либо заключении под стражу.
ГЛАВА V. Обыск
Статья 1. Личный обыск при оформлении дела в участке
1. Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску только во время задержания либо на основании ордера, а также не во время процесса задержания, если на подозреваемом надет бронежилет(разгрузка), для проверки отсутствия бронепластин в бронежилете(разгрузке) или при подозреваемом.
Исключение: Личный обыск проводится вне зависимости от обстоятельств при оформлении дела в участке.
Статья 2. Личный обыск на месте
1. Личный обыск на месте может быть произведен в случае, если подозреваемый оказал сопротивление при задержании, неподчинение законному указанию должностного лица при задержании, совершил попытку бегства, насилие или угрозу применения насилия в отношении должностного лица, а равно имеет на себе маску или иной предмет, скрывающий лицо, либо был вооружен. Личный обыск на месте в иных случаях может производиться исключительно по ордеру.
Статья 3. Изъятие нелегальных и иных предметов
1. Нелегальные предметы, предметы, которые имеют отношение к делу, изымаются незамедлительно в зип-пакет сотрудником, проводившим задержание.
Статья 4. Обыск жилища и частной собственности
1. Обыск жилища и частной собственности производится только при наличии ордера. В исключительных случаях, когда обыск жилища не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании решения сотрудника правоохранительных органов без ордера. В этом случае сотрудник правоохранительной службы не позднее 1 часа с момента начала производства следственного действия уведомляет прокурора о производстве следственного действия.
Статья 5. Обыск транспортных средств
1. Обыск управляемого гражданином автомобиля может производится без ордера от прокуратуры или ордера суда в следующих случаях:
а) При непосредственном преследовании подозреваемого;
б) Если у подозреваемого были обнаружены при обыске государственное или нелегальное оружие или боеприпасы, спец. средства, либо наркотические средства;
в) Нахождения транспортного средства на территориях, предназначенных для рыболовства, в присутствии владельца автомобиля;
г) При условии, если если транспортное средство находится в ориентировке;
д) Сотрудниками национальной гвардии согласно законам и правилам, установленным на охраняемом войсками объекте;
е) Если на транспортном средстве отсутствуют номерные знаки;
ё) Если присутствуют основания, указанные в статье 2 настоящей главы.
Статья 6. Обыск сотрудниками секретной службы
1. Сотрудники USSS имеют полное право на личный обыск всех граждан и государственных служащих, которые находятся в непосредственной близости к охраняемому сотрудниками USSS лицу или объекту.
ГЛАВА VI. Фото и видео фиксация
Статья 1. Осуществление фиксации
1. Сотрудник силовой государственной структуры и его напарник обязаны вести видеофиксацию во время пресечения правонарушения со стороны гражданских и (или) государственных служащих в любой форме, а также во время проведения процессуальных действий с зафиксированным фактом правонарушения.
Исключение: Во время реализации права задержанного на адвоката, хабеас корпус, для представления доказательств правонарушения гражданина, сотрудник обязан предоставить доказательство для ознакомления и вправе приостановить запись на это время. Аналогично приостанавливается запись во время предоставления доказательств прокурору в рамках статьи 5 главы IV настоящего Кодекса.
Примечание: процессуальное действие - это следственное, судебное и иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом.
Примечание: сотрудники силовых государственных структур, исполняя свои обязанности, обязаны осуществлять видеофиксацию любого деяния со стороны гражданских лиц и (или) государственных служащих, содержащего в себе признаки объективной стороны состава правонарушения. Видеофиксация такого деяния производится во всех случаях, когда само деяние можно зафиксировать в видеоформате.
Статья 2. Сроки хранения фиксации
1. Сотрудник силовой государственной структуры обязан хранить видеофиксацию на защищенных серверах государственного органа, в котором он проходит службу, и SD-карте на протяжении 72 часов с момента записи.
2. Если в отношении сотрудника государственного органа исковое заявление и (или) обращение в прокуратуру, то такой сотрудник не имеет право удалять какие-либо записи или иные доказательства по делу, на время доследственной проверки, расследования.
Комментарий: сотрудник прокуратуры после принятия обращения в производство и(или) возбуждении уголовного дела, в соответствии с законодательством обязан уведомить сотрудника, в отношении которого было подано обращение в прокуратуру, и(или) возбуждено уголовное дело любыми законными средствами. Маршальская служба обязан уведомить сотрудника, в отношении которого было подано исковое заявление.
ГЛАВА VII. Иные меры процессуального принуждения
Статья 1. Основания применения иных мер процессуального принуждения
1. В целях обеспечения установленного настоящим Кодексом порядка судопроизводства, надлежащего исполнения приговора прокурор или суд вправе применить к подозреваемому или обвиняемому следующие меры процессуального принуждения:
а) обязательство о явке;
б) привод;
в) временное отстранение от должности.
2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор или суд вправе применить к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому следующие меры процессуального принуждения:
а) обязательство о явке;
б) привод;
в) денежное взыскание.
Статья 2. Обязательство о явке
1. При необходимости у подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего или свидетеля может быть взято обязательство о явке.
2. Обязательство о явке состоит в письменном обязательстве лица, указанного в части первой настоящей статьи, своевременно являться по вызовам прокурора или в суд. Лицу разъясняются последствия нарушения обязательства, о чем делается соответствующая отметка в обязательстве.
Статья 3. Привод
1. В случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также потерпевший, свидетель могут быть подвергнуты приводу.
2. Привод состоит в принудительном доставлении лица к прокурору или в суд.
3. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лица, указанные в части первой настоящей статьи, незамедлительно уведомляют орган, которым они вызывались.
4. Привод производится правоохранительными органами на основании постановления прокурора или суда, а также на основании ордера от Губернатора и Вице-Губернатора.
ГЛАВА VIII. Выпуск граждан под залог
Статья 1. Правомочные лица для осуществления выпуска под залог
1. Выпускать граждан под залог имеет право только лицензированный адвокат. Список действующих адвокатов можно посмотреть в соответствующем разделе Министерства Юстиции.
Статья 2. Возможность выпуска под залог
1. Выпуск под залог возможен для всех граждан, кроме случаев, предусмотренных Статьей 5.4 Уголовного Кодекса и/или при нарушении 3-х и более статей влекущей за собой уголовную ответственность.
ГЛАВА IX. Стадии применения силы
Статья 1. Стадии применения силы - последовательность и классификация возможных законных действий в отношении нарушителя закона со стороны сотрудника силовой государственной структуры
1. Присутствие — этот уровень состоит только из присутствия сотрудника полиции в штатной униформе, возможно с должным образом маркированным средством передвижения (мотоциклом, автомобилем, катером). Присутствия сотрудника силовых государственных органов достаточно для пресечения мелких правонарушений и выполнения требований законов SA. В зависимости от обстановки и количества людей на месте, этот уровень применения силы может потребовать присутствия нескольких сотрудников для уверенного контроля ситуации. Метод присутствия не применяется сотрудниками силовых структур под прикрытием, если их обнаружение может повлечь за собой эскалацию ситуации.
2. Устные требования — внятные и структурированные устные требования сотрудника к субъекту применения силы.
В большинстве случаев сотрудник правоохранительных органов имеет право дополнять свои требования прекращения противоправных действий, указывая на последствия, к которым они могут привести. Тем самым улучшая степень понимания ответственности субъектом.
3. Простое силовое воздействие и ударное оружие — К этой ступени относятся заламывание рук, нажатия на болевые точки, применение дубинок и применение приемов рукопашного боя. Использование ударного оружия и силового воздействия возможно использовать для усмирения и контроля толпы. Так же в крайних ситуациях при невозможности использования сертифицированного оборудования сотрудники гос. структур могут использовать другое самодельное или несертифицированное оружие, например фонарь.
4. Применение оружия нелетального действия и спецсредств — к этой ступени относится применение электрошоковых устройств, резиновых пуль, водомётов, полицейских собак, слезоточивых аэрозолей и т.д. Нелетальное оружие электро поражающего действия не может применяться к людям в транспорте, на воде, на возвышенности, а также беременным женщинам, кроме ситуаций угрозы с их стороны. Тазер используется 3 раза, в случае его неэффективности идет пересмотр выбора оружия для применения.
5. Применение Летальное оружие — под этой ступенью воздействия понимают огнестрельное оружие. Сотрудники не должны делать предупредительные выстрелы. Летальное оружие может использоваться во время погони, если объект погони представляет угрозу сотрудникам правоохранительных органов, третьим лицам или находится в розыске. При подтверждении угрозы (например наезд на пешехода) огонь может открываться без предупреждения. В случае высокого риска огонь должен вестись по объекту погони в транспортном средстве, в иных случаях по колесам транспортного средства. Летальное оружие может использоваться при сближении цели и игнорировании предупреждений до этого, так же при пешей погони после игнорирования предупреждений и невозможности использовать нелетальное оружие, при игнорировании приказа бросить оружие и направления его в сторону сотрудников силовых государственных структур и гражданских лиц.
Статья 2. Устное предупреждение о применении летального и нелетального оружия
1. Сотрудник силовых государственных структур должны сделать устное предупреждение субъекту, другим должностным лицам и другим присутствующим лицам о том, что огнестрельное или нелетальное оружие будет применимо, и отложить использование огнестрельного оружия на разумный период времени, чтобы субъект мог выполнить предупреждение.
Статья 3. Проверка отклонений от положений о применении оружия
1. Любые отклонения от положений о применении оружия должны тщательно проверяться и критически рассматриваться в каждом конкретном случае. Причастные сотрудники должны иметь возможность четко сформулировать причины применения того или иного, в том числе то, что его жизнь или жизни других была в непосредственной опасности и если не было разумной альтернативы.
Статья 4. Применение летального оружия сотрудниками USSS при возникновении угрозы жизни объекту охраны
1. Стадии применения силы должны соблюдаться в порядке, прописанном в данном кодексе, за исключением нестабильных или экстренных ситуаций, в таком случае можно предпринять Летальное оружие без последовательности. USSS имеет полное право применить Летальное оружие при возникновении угрозы жизни объекту охраны USSS.
ГЛАВА X. Допрос
Статья 1. Уполномоченные лица для осуществления допроса
1. Уполномоченными лицами на проведение допроса являются:
а) Сотрудник правоохранительного органа, в ходе задержания;
б) Сотрудник прокуратуры, при наличии соответствующего постановления или ордера.
в) Иные лица, которым дано такое право на основании ордера или иного акта от уполномоченного лица.
Статья 2. Допрашиваемые лица
1. Подвергнуты допросу могут быть следующие лица:
а) Подозреваемый в совершении преступления;
б) Потерпевший от такого преступления;
в) Свидетель преступления;
г) Эксперт, давший заключение, которое имеет значение для дела.
д) Иное лицо, на основании ордера или иного акта от уполномоченного лица
Статья 3. Положение о проведения допроса
1. Перед началом допроса, допрашиваемый должен быть уведомлен о:
а) Праве не свидетельствовать против себя и близких родственников;
б) Праве на вызов адвоката;
в) О недопустимости дачи заведомо ложных сведений.
г) Время проведения допроса не может превышать 60 минут
2. Основные правила допроса:
а) Задержанный вправе потребовать реализовать свое право на адвоката в любой момент допроса, в том числе и на частного адвоката путем телефонного звонка.
б) Время ожидания ответа адвоката составляет 5 минут.
в) Время ожидания прибытия адвоката составляет 10 минут.
г) В случае если адвокат не явился в допросную спустя 10 минут после ответа, сотрудник, проводящий допрос, вправе его продолжить.
д) Если ответа от адвоката не последовало в течение 5 минут или адвокат не приехал в течение 10 минут, то право на адвоката считается реализованным.
е) На время вызова и ожидания адвоката, время допроса приостанавливается.
ё) Все сведения, полученные в ходе допроса, составляют государственную тайну и не могут быть разглашены третьим лицам.
Статья 4. Участники допроса
1. Помимо сотрудников проводящих допрос и допрашиваемого, на допросе вправе присутствовать исключительно:
а) Адвокат, как представитель допрашиваемого;
б) Прокурор, как наблюдатель.
Статья 5. Использование технических средств
1. Сотрудник, проводящий допрос, вправе использовать ряд технических средств для документирования и(или) облегчения проведения допроса, если такие средства не несут вред допрашиваемому. К таким средствам могут быть отнесены:
а) Диктофон для аудиозаписи процесса допроса;
б) Фото-, видео-, боди- и иные камеры для фиксации процесса допроса;
в) Полиграф и другие приспособления для фиксирования изменения психофизиологических показателей;
г) Иные технические средства, не несущих вред и не оказывающих давление на допрашиваемого.
ГЛАВА XI. Рейд
Статья 1. Понятие рейда
1. Рейд является особой формой следственного действия, заключающегося в комплексном проведении обыска территории, жилых помещений и иной частной собственности, принадлежащей преступной организации, обыска, задержания и последующего ареста всех лиц, находящихся на момент начала рейда на территории такой организации, а также обыска всех транспортных средств, находящихся на территории такой организации.
2. Основной целью рейда является прекращение преступной деятельности организации.
Статья 2. Основания проведения рейда
1. Рейд производится только на основании ордера, выданного уполномоченным лицом.
2. Ордер выдается на основании рассмотрении дела (кейса), содержащего достаточные доказательства для признания деятельности организации преступной.
ГЛАВА XII. Уведомление
Статья 1. Предмет регулирования настоящей главы
1. Настоящая глава регламентирует работу уведомлений от органов исполнительной власти, правоохранительных органов, органов судебной власти и иных органов государственной власти (далее — государственное уведомление).
Статья 2. Дистанционное государственное уведомление
1. Государственное уведомление с использованием дистанционного уведомления лица и/или организации не может быть отклонено если не присутствуют нарушения данной главы.
Статья 3. Адресация государственного уведомления
1. Государственное уведомление отправляется на прямую лицу и/или организации на чье имя оно было адресовано.
2. Каждый государственный служащий обязан своевременно ознакомляться с важными актами и документацией правительства, которые находятся на корпоративной почте государственных структур.
Статья 4. Содержание государственного уведомления
1. Государственное уведомление обязательно должно содержать:
а) Эмблема организации (службы) от чьего лица было адресовано данное уведомление.
б) Наименование (в полном виде или аббревиатуры) организации (службы) от чьего лица было адресовано данное уведомление.
в) Наименование организации (службы) которой предназначено данное уведомление. Имя Фамилию лица которому оно направлено (если таковое имеется).
г) Суть уведомление.
д) Имя фамилия отправителя и его должность, а также его подпись и печать организации (службы).
Статья 5. Признание лица уведомленным
1. Лицо считается уведомленным по государственной почте с момента его отправки;
2. В случае если уведомление идет о вызове куда бы то ни было (суд, допрос и др), то уведомление должно произойти минимум за 12 часов до начала, если иное не установлено законодательством.
Статья 6. Уведомления лица на прямую
1. При уведомлении лица на прямую, получившее уведомление лицо обязано:
а) Предъявить любой документ, удостоверяющий его личность;
б) Расписаться за получение уведомления;
в) Лицо, получившее уведомление, несет полную ответственность за исполнение данного документа.
ГЛАВА XIII. Розыск
Статья 1. Федеральный розыск
1. Федеральный розыск - комплекс мер, направленный на установление местонахождения определенного человека, скрывающегося от правоохранительных органов, следствия, суда, а также без вести пропавших граждан на территории Штата Сан-Андреас.
2. Объявлять лицо в федеральный розыск можно за нарушение Уголовного кодекса Штата Сан-Андреас.
3. Федеральный розыск, связанный с нарушением Уголовного кодекса штата Сан-Андреас, приравнивает к ордеру на арест.
4. Объявлять в федеральный розыск за нарушение норм Особенной части Уголовного кодекса имеют права следующие лица:
а) Генеральный прокурор, Заместитель Генерального прокурора
б) Судьи.
5. Объявлять лицо в федеральный розыск, пропавшее без вести, имеют право все лица, перечисленные в части 4 настоящей статьи.
Примечание: при необходимости объявление в Федеральный розыск со стороны руководителей правоохранительных органов, ими должно быть направлено соответствующее ходатайство на имя Генерального прокурора, или его заместителя. В случае нарушения данного пункта лицо, объявившее человека в Федеральный розыск, понесет наказание согласно действующему законодательству.
Статья 2. Иные виды розыска
1. Помимо федерального розыска в штате Сан-Андреас применим розыск государственной системы безопасности и процессуальный розыск.
2. Розыск государственной системы безопасности - присваивается всем нарушителям, которых зафиксировала система распознавания лиц, установленная на территории штата. Лица подаются в розыск немедленно в момент совершения правонарушения.
3. Процессуальный розыск - выдается во время задержания нарушителя в рамках процедуры задержания и ареста. Он требует наличия доказательств, позволяющих правоохранителям или сотрудникам силовых структур объявить подозреваемого в розыск.
Статья 3. Условия и ограничения розыска
1. В случае обнаружения нарушителя, находящегося в состоянии активного розыска, сотрудник правоохранительных органов обязан провести анализ информации, содержащейся в базе данных розыска с целью последующего задержания данного лица за фактически совершенное правонарушение.
2. Процессуальный розыск может быть объявлен только в рамках процедуры задержания и ареста при наличии доказательной базы у сотрудника правоохранительной структуры, указывающих на причастность нарушителя к правонарушению.
3. Лицо может быть вынесено из розыска государственной системы безопасности или процессуального розыска сотрудниками прокуратуры путем предоставления последним доказательств своей невиновности, сотрудниками иных правоохранительных органов в случае, когда в результате проведения расследования была установлена невиновность лица, а также государственным адвокатом в случае, когда в результате защиты была установлена его невиновность и процессуальные действия были прекращены.
Статья 4. Снятие розыска
1. Федеральный розыск может быть обжалован и снят только по решению суда или прокуратуры.
Примечание: розыск, выданным судом, подлежит обжалованию лишь в судебном порядке.
Исключение: розыск, выданный Верховным Судом, не подлежит обжалованию.
2. Процессуальный розыск может быть снят по решению суда, прокуратуры и выдавшего его сотрудника правоохранительных структур.
Статья 5. Преследование по розыску
1. Лица, объявленные в розыск, должны быть подвергнуты процедуре преследования.
2. Процедура преследования выполняется благодаря выявлению разыскиваемого человека государственной системой безопасности, которую инициирует уполномоченное на это лицо.
3. Уполномоченными лицами для инициации процедуры преследования являются сотрудники правоохранительных органов и силовых государственных структур.
ГЛАВА XIV. Юридическая реабилитация и условно-досрочное освобождение
Статья 1. Юридическая реабилитация
1. Юридическая реабилитация - восстановление в правах и снятие ограничений на осуществлений деятельности в органах государственной власти и избирательных процессах.
2. Лица, отбывшие наказание, по истечению испытательного срока в 7 суток, может обратиться в суд за юридической реабилитацией.
3. Лица, отбывшие наказание по статьям Уголовного кодекса, помеченным "* ", влекущим за собой запрет на работу, службу в государственных учреждениях, организациях на 7 лет, может обратиться в суд за юридической реабилитацией, вопреки установленного ч. 2 срока.
4. Уполномоченным лицом, для проведения юридической реабилитации, является судья любой категории.
5. Председатель Верховного Суда имеет право устанавливать дополнительные ограничения и критерии касательно осуществления юридической реабилитации.
Статья 2. Условно-досрочное освобождение
1. Порядок и условия выхода по УДО регулируется законом о Федеральной тюрьме Штата Сан-Андреас
ГЛАВА XV. Ходатайства и жалобы
Статья 1. Лица, имеющие право заявить ходатайство
1. Подозреваемый, обвиняемый, его защитник, потерпевший, его законный представитель и представитель, частный обвинитель, эксперт, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители, представитель администрации организации и иное лицо, права и законные интересы которых затронуты в ходе досудебного или судебного производства, вправе заявить ходатайство о производстве процессуальных действий или принятии процессуальных решений для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, обеспечения прав и законных интересов лица, заявившего ходатайство, либо представляемых им лица или организации.
2. Ходатайство заявляется в орган-(ы), осуществляющий следствие, либо в суд.
3. Правом заявлять ходатайство в ходе судебного разбирательства обладает также государственный обвинитель.
Статья 2. Заявление ходатайства
1. Ходатайство может быть заявлено в любой момент производства по делу.
2. Отклонение ходатайства не лишает заявителя права вновь заявить ходатайство
Статья 3. Сроки рассмотрения и разрешение ходатайства
1. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.
2. Об удовлетворении ходатайства либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении уполномоченный сотрудник органа, осуществляющего следствие, судья выносят постановление. Решение по ходатайству может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию суда или вышестоящему уполномоченному сотруднику органа, осуществляющего следствие или в прокуратуре.
Статья 4. Право обжалования
1. Действия (бездействие) и решения прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Статья 5. Порядок рассмотрения жалобы прокурором
1. В случае, если обжалуется действие (бездействие) и/или решения служащих, осуществляющих следствие, служащего прокуратуры, то участник судопроизводства вправе подать жалобу в Министерство Юстиции (во время досудебного или судебного производства) или в суд (во время судебного производства).
2. В случае подачи жалобы в Министерство Юстиции указанном в части 1 настоящей статьи, сотрудник прокуратуры обязан рассмотреть жалобу в течение 3 дня с момента начала рассмотрения таковой. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 5 суток. По результатам рассмотрения жалобы прокуратура выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
3. Если жалоба подана в суд во время судебного производства, то суд в течение 3 суток рассматривает жалобу и выносит мотивированное постановление или определение о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.
ГЛАВА XVI. Уголовное производство и Уголовное преследование.
Статья 1. Назначение уголовного производства.
1. Уголовное производство имеет своим назначением:
1) защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
2) защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.
3) Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного производства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Статья 2. Назначение наказания в рамках уголовного дела
1. Наказания по уголовному делу в штате Сан-Андреас осуществляется уполномоченными государственными служащими, а также судом.
2. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как в порядке, установленном действующим законодательством.
3. Лицо, которому было назначено наказание за совершенное преступление, не может быть лишено права на рассмотрение его уголовного дела в судебных органах и в праве обжаловать решения лиц, назначивших ему лицу наказание.
Статья 3. Независимость судей
1. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции и законам штата Сан-Андреас.
2. Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих противоправное воздействие на них. Вмешательство государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность.
3. Информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
Статья 4. Состязательность сторон
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
3. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.
Статья 5. Обязанность осуществления уголовного преследования
1. Уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения осуществляют прокурор, а также следователь.
Примечание: Прокурор может осуществлять функции следователя.
2. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор и следователь принимают предусмотренные настоящим Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления
3. Уполномоченные органы государственного надзора, вправе осуществлять уголовное преследование по уголовным делам независимо от волеизъявления потерпевшего.
4. Требования, поручения и запросы прокурора и/или следователя, предъявленные в рамках уголовного преследования и в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Статья 6. Право потерпевшего на участие в уголовном преследовании.
1. Потерпевший и представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого.
Статья 7. Поводы и основание для возбуждения дела.
1. Поводами для возбуждения дела служат:
1) заявление о правонарушении;
2) явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся правонарушении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в органы расследования для решения вопроса об уголовном или административном преследовании;
5) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными для проведения расследования, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения.
2. Основанием для возбуждения дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки правонарушения.
3. Сотрудники правоохранительных органов обязаны принять, проверить сообщение либо собственную информацию, полученную в ходе осуществления своей служебной деятельности, о любом совершенном, совершаемом или готовящемся правонарушении. При проверке вышеуказанные сотрудники вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы, вещественные доказательства и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать правоохранительным органам обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
4. Дело считается возбужденным с момента:
1) фиксации правонарушения сотрудником силовых государственных структур или правоохранительных органов, в том числе сотрудником прокуратуры;
2) вынесения постановления о возбуждении дела;
5. Принятие и проверка сообщений либо информации о любом совершенном, совершаемом или готовящемся правонарушении производится как до возбуждения дела, так и в рамках возбужденного дела, в зависимости от отсутствия либо наличия признаков состава правонарушения соответственно.
Статья 8. Основания отказа в возбуждении дела или прекращения дела
1. Дело не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению по следующим основаниям:
1) отсутствие события правонарушения;
2) отсутствие в деянии состава правонарушения;
3) истечение сроков давности уголовного или административного преследования;
4) отсутствие заявления потерпевшего, если дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению;
2. Дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи, в случае, когда до вступления приговора в законную силу противоправность и наказуемость этого деяния были устранены новым законом.
3. Прекращение дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного или административного преследования.
Глава XVII. Терминология
Статья 1. Если не оговорено иное, основные понятия, используемые в настоящем Кодексе, имеют следующие значения:
Алиби - нахождение подозреваемого или обвиняемого в момент совершения правонарушения в другом месте;
Апелляционная инстанция - суд второй инстанции, рассматривающий в апелляционном порядке дела по жалобам, приговорам, определениям и постановлениям суда;
Близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений;
Близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки;
Вердикт - решение о виновности или невиновности подсудимого, вынесенное коллегией присяжных заседателей;
Досудебное производство - судопроизводство с момента получения сообщения о правонарушении до направления прокурором дела в суд для рассмотрения его по существу;
Жилище - индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и используемое для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но используемое для временного проживания;
Задержание - мера процессуального принуждения, применяемая сотрудниками силовых структур на срок не более 1 часа с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления;
Момент фактического задержания - момент производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении правонарушения;
Непричастность - неустановленная причастность либо установленная непричастность лица к совершению правонарушения;
Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного действующим законодательством, выдвинутое в порядке, установленном настоящим кодексом;
Обвиняемый - лицо, по отношению к которому правомочные сотрудники государственных служб выдвигают обвинение в совершении деяния, нарушающего положения действующего законодательства;
Обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного Уголовным кодексом или Административным кодексом, выдвинутое в порядке, установленном настоящим Кодексом;
Обыск - это процедура, предпринимаемая органами правопорядка в соответствии с законом, с целью поиска, изъятия и фиксации материальных доказательств, веществ, предметов и ценностей, связанных с совершением преступления или имеющих значение для следствия. Обыск может проводиться в помещениях, на прилегающей территории, транспортных средств и во время проведения рейдового мероприятия, также может проводится и в случаях задержания (личный обыск) с возможным применением физической силы либо специальных средств;
Определение - любое решение, вынесенное судами первой и апелляционной инстанций, за исключением приговора.
Подозреваемый - лицо, что правомочные сотрудники государственных служб подозревают в совершении незаконного действия, нарушающего положения действующего законодательства;
Постановление - любое решение, за исключением приговора, вынесенное судьей; решение прокурора.
Председательствующий судья - судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении дела, а также судья, рассматривающий дело единолично;
Приговор - решение о невиновности или виновности подсудимого и назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенное судом первой или апелляционной инстанции;
Присяжный заседатель - лицо, привлеченное в установленном законом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта;
Процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное настоящим Кодексом;
Промежуточное судебное решение - все определения и постановления суда, за исключением итогового судебного решения;
Свидетельский иммунитет - право лица не давать показания против себя и своих близких родственников, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
Судебное заседание - процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по делу;
Судебное разбирательство - судебное заседание судов первой и второй инстанций;
Суд первой инстанции - суд, рассматривающий дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходе досудебного производства по делу;
Суд второй инстанции - суд апелляционной инстанции;(апелляция);
Судебное решение - приговор, определение, постановление, вынесенные при производстве по делу в судах первой и второй инстанций.
Итоговое судебное решение - приговор, иное решение суда, вынесенное в ходе судебного разбирательства, которым дело разрешается по существу;
Под делом понимается административное или уголовное дело, а также дело об административном правонарушении.
Утверждено
Губернатором штата Сан Андреас
Avel Hermes
Губернатором штата Сан Андреас
Avel Hermes
Последнее редактирование: